Эти странички посвящены мексиканскому штату Юкатан, расположенному на одноимённом полуострове.
Чтобы увидеть фотографию крупнее в новом окне, щёлкните по ней мышкой.

Введение

Географическое положение

Побережье

Порт Прогресо

Геология, рельеф

Климат

Воды

Почвы и растительность

Животные

Немного истории

Население

Мерида

Хозяйственная деятельность

Как оно?

Достопримечательности:

Юкальтепен

Дзибильчальтун

Маршрут Пуук (Лабна, Щ'Лапак, Сайиль, Кабах, Ущмаль)

Чичен-Итца

Кусама

Источники и ссылки

Фотогалерея

Мексиканцы, в том числе и юкатеки, переняли от своего северного соседа (США) приветствие "Как дела? - Хорошо." В вариантах "¿Como estás?, ¿Que tal?, ¿Como andas?..." и не ждут другого , кроме как "bien" (хорошо). Но мы - люди старой закалки, и для нас на вопрос "Как оно там?", "Как жизнь?" ответ типа "хорошо", "нормально", "жить можно" не будет исчерпывающим или ожидаемым, а скорее отмазкой с нежеланием рассказывать подробнее. Итак, начнём рассказ о жизни за морем - за океаном с самого начала.

Прямых рейсов из Москвы в Мериду или Мехико нет. Лететь придётся с пересадками. Самый короткий путь: Москва - Гавана (Куба) - Мерида. В общем-то, он бы мог быть и самым дешёвым по цене. Но два обстоятельства помешали мне им воспользоваться. Самолёт из Москвы прибывает в 7 часов с минутами, а вылет в Мериду в 8 утра, то есть со всеми перебежками и оформлениями за полчасика можно и не успеть, а подразумевается, что точно не успеть. Во всяком случае, билет мне если и продали бы, то с 25-часовым пребыванием в Гаване. Вариант был лететь через Канкун или Кампече - города в соседних с Юкатаном штатов, на том же полуострове - а далее доехать на машине или на автобусе (цена билета на рейсовый автобус от Канкуна до Мериды составляет 600-800 рублей). А второе обстоятельство, которое мне помешало - летом не было билетов до Гаваны. Осталось лететь тремя самолётами: Lüfthansa: Москва - Франкфурт-на-Майне-Мехико-Мерида, KLM: Москва-Амстердам-Мехико-Мерида, Air-France: Москва-Париж-Мехико-Мерида. Ранее все мои знакомые мексиканцы летели в Москву Люфтганзой, но после повышения цен оказалось гораздо дешевле лететь Эр-Франс через парижский аэропорт имени Шарля де Голля.

Раньше я думал, что самый бестолковый аэропорт - Домодедово. Но Шарль де Голль оказался чемпионом. Когда я там был, он достраивался, так что может быть ещё образуется. А так выходишь из самолёта, ищешь терминал 2E, никто толком объяснить не может. Африканские негры, составляющие большинство персонала аэропорта, ни слова не говорят по-английски (по-русски и по-испански тем более). С трудом находишь белого человека, который что-то как-то глядя на билет показывает, что надо сесть в автобус, который идёт до терминала 2E. Находишь, доезжаешь. Там показываешь билет, и пальцами показывают куда дальше. Попадаю на КПП, где пропускают вещи через рентген, мне приходится разуваться и проходить через рамку металлоискателя, смотрят мой билет, потом негр нюхает мои носки и подмышки, и, пройдя всё это и обувшись, спрашиваю, куда идти (нашёлся ещё один белый, говорящий по-английски). Оказывается нужно сесть ещё в один автобус, который идёт в другое здание терминала 2E, который тоже кружит по аэропорту теми же дорогами, что и первый, но всё-таки привозит к нужному зданию, по которому нужно походить с вещами с полкилометра, чтобы найти нужный выход к самолёту. Хорошо ещё, что самая тяжёлая сумка багажом ехала. Есть в этом здании сувенирные и ещё какие-то магазинчики, но таскаться с вещами и так уже надоело. Есть, правда, ещё детская игровая площадка, но я был один. Так что ответ на вопрос "Что делать в Париже 4 часа? (Если не выходить из аэропорта)" у меня был - сидеть оставшееся от поисков время и читать, что с собой припас. Кстати, обратно я тоже возвращался из терминала в терминал двумя автобусами, носки и подмышки на обратном пути у меня не нюхали, просто прошёл через рамку металлоискателя и пропустил вещи через рентген, и до самолёта из терминала добирались ещё одним автобусом. В остальном сама авиакомпания нормальная, летать можно.

Здание в Мериде, где находится ресторан "Санборнс"Аэропорт Мехико выглядит идеалом в сравнении с парижским. Я получил багаж, прошёл паспортный контроль, таможню и таможенный досмотр (я вёз образцы стройматериалов, поэтому вызывали чиновника по экологии), сдал багаж и оформился на рейс - всё это в два раза быстрее, чем при простой пересадке в парижском аэропорту. Аэропорт Мехико - прямой, удобный, всё просто и понятно, если ноутбук с WiFi, можно приобрести доступ в Интернет и поработать, в некоторых залах ожидания в столбах есть электрические розетки, куда можно подключиться. В парижском аэропорту я этого не заметил. Кстати на страничках Люфтганзы (например, http://www.lufthansa.com/online/portal/lh/ru/info_services?l=ru&nodeid=1193516) говорится, что во Франкфурте-на-Майне тоже есть  WiFi-доступ в Интернет. В Мериде есть рестораны "Бургер Кинг" и "Санборнс", где даже при небольшом заказе (мне говорили, что достаточно чашечки кофе) можно получить бесплатно код WiFi-доступа. Есть достаточное количество Интернет-кафе (Cibercafé), но туда я не ходил, мне хватало доступа из конторы.

Кстати, узнал, что ввозить можно не более одного сотового телефона, 5 DVD-дисков и 20 CD-дисков. Но на меня, как-то не обратили внимание на этом. А вообще, это сделано против коммерческого ввоза музыки и фильмов, поэтому нужно просто доказать, что всё это нужно для себя, а не для продажи.

Бытовая электрическая сеть в Мексике имеет напряжения 110 вольт и частоту 60 герц, наши вилки к мексиканским розеткам не подходят. Но проблема подключения компьютера, к которому в России я не смог достать кабеля с нужной вилкой, решилась простым переходничком, показанным здесь на  фотографии справа. Просто насадил на вилку блока питания - и всё работает. На других вещах я не пробовал, но, думаю, будет также. Стоил такой переходничок в магазине 7 песов (около 20 рублей).

Курс доллара по отношению к песо за время моего пребывания был в пределах 10,70 - 11,00 песов за доллар. Курс публикуется в Диарио де Юкатан (http://www.yucatan.com.mx/) и на Яху Финанс (http://mx.finance.yahoo.com/currency), так же как и евро. Во многих местах принимают доллары, но округляют их до 10, так что по 80 сентавов теряется на каждый доллар.

Улица Канасина с салоном связи Telcel и Муниципальным дворцомМобильная связь на Юкатане представлена оператором Некстел (http://www.nextel.com.mx/default.htm) вроде нашего Скайлинка и четырьмя операторами GSM: Telcel (http://www.telcel.com/), Movistar (http://www.movistar.com.mx/), Iusacell (http://www.iusacell.com/) и ещё один оператор, название которого я забыл. В России, Европе и Турции используется GSM 1800, а в Мексике GSM 1900, поэтому если привозить телефон с собой, то он должен быть трёхдиапазонник. Мои Siemens C60 и Siemens AX75 работали отлично. Наши операторы обеспечивают роуминг по Юкатану, но любые звонки по роумингу в несколько раз дороже, чем с купленной местной СИМ-картой. К тому же, в рамках картельного сговора, вся "большая тройка" ввела "зоны тарификации" и теперь нет даже возможности выбирать оператора. Всё время высвечивался код никому неизвестного оператора. Поскольку у всех моих знакомых на Юкатане связь от Telcel, то и мне купили сим-карту от Telcel. Исходящие на сотовые своей сети гораздо дешевле, чем на другие.

Второй телефон у меня работал только на приём SMSок из России, но всё равно пропали 300 рублей с баланса, и в последнюю неделю роуминг у меня отключился. Раньше пропажа денег на счету считалась монополией МТС, вот теперь и с Мегафона стали деньги пропадать. Вообще-то можно было бы подумать, что у меня телефон сам включился в кармане, такие случаи были, но после картельного сговора с "оплатой первой минуты" в честность Мегафона тоже не верится. К тому же SMSки на мексиканские телефоны уходили, но не доходили, а 15 рублей за каждую Мегафон снимал исправно. Для пробы я отправил на свой мексиканский номер. Не дошло, а оплату взяли. Для местных телефонов тоже есть роуминг, который рассчитывается как-то по расстоянию, то есть ещё несколько километров за пределы штата распространяется домашняя сеть. Звонок в другие мексиканские штаты обходится в 4 песа, что соответствует примерно 11 рублям, тогда как с московского (но только с московского и больше ни с какого другого) "Единого" Мегафона звонок в любой мексиканский штат составляет 7 рублей (плюс 50 копеек "добавки за корпоративный сговор" с каждого соединения). Звонок в Россию будет ещё дороже, поэтому будет дешевле принять звонок с  "Единого" Мегафона или через альтернативную международную связь. В Юкатане тоже существует альтернативная связь, но сам я её не пробовал. При разнице во времени в 9 часов между Юкатаном и Москвой основной связью у меня была электронная почта. В гостинице, как и везде, есть существенная наценка на телефонные звонки, так что местная сотовая связь оказывается выгоднее.

Угол улицы 17 и проспекта Текнолохико, где проходит автобус, идущий в Прогресо.Мериданский городской автобус на проспекте Итцаэс.Общественный транспорт на Юкатане представлен автобусами, которые здесь называют "грузовиками (camión)" и микроавтобусами (camioneta). Железная дорога используется только для перевозок грузов и небольших местных перевозок вдали от столицы штата.  Как внутригородские, так и междугородние, в том числе и междуштатовские, автобусы и микроавтобусы имеют только начальную и конечную фиксированные остановки, все остальные остановки - по требованию. То есть стоя на любом углу улицы, по которой идёт автобус можно поднять руку и сесть, при наличие мест. Например, я так и садился в автобус из Мериды до Прогресо, когда ездил купаться в море. Велорикша (трисиклиста) у муниципального дворца Умана.Мототрициклист на главной площади УманаСоответственно из автобуса тоже можно выйти где угодно, сказав водителю, как в маршрутном такси. Вход в автобус осуществляется через переднюю дверь, но на Юкатане нет антигуманного турникета, как в Москве, а деньги отдают водителю. По Мериде проезд стоил 4-50 (около 13 руб.), от проспекта Текнолохико до Прогресо 12-50 (около 34 руб.), от Прогресо до Мериды  13 песов ровно (около 36 руб.), до Кусамы я доехал на автобусе за 10 песов, а обратно вернулся на микроавтобусе за 14 песов. Разумеется, есть такси. Кроме того, есть велорикши (triciclistas), стоят не дорого, но и скорость, конечно,  небольшая. Хотя в штате особенно и не разгонишься - полным полно "лежачих полицейских", которых там называют "упорами" (tope), даже на проспектах каждые 200 метров уложены эти упоры. Также на переходах водители должны уступать дорогу пешеходу. За неисполнение - штраф в 16 минимальных окладов. Я забыл сколько это, но чувствительно. Бывают также и моторизованные трициклисты, но реже.

На 60-й улице в Центре Мериды парковки запрещены, чтобы не мешать автобусному движению.Есть ещё одна автодорожная особенность, которая оказалась неизвестной не только для меня, но и для Гонсалеса из города Мехико. Бордюры мест, где парковка запрещена, выкрашены в жёлтый цвет, а где разрешена, красятся в белый. Причём нет никаких знаков о том, что стоянка запрещена. Когда около муниципального дворца бордюры выкрашены в жёлтый цвет, может приехать эвакуатор, но иногда жители прилегающих домов или конторы красят бордюры, чтобы не ставили машины у дверей или чтобы застолбить стоянку себе. Поэтому, часто можно увидеть машины, припаркованные у жёлтых бордюров, ну и исключений, особенно для своих, всегда много. Просматривая свои фотографии я обнаружил много автомобилей, припаркованных у жёлтых бордюров. Сами дороги, по которым я ездил, находятся в отличном состоянии, строятся новые, и правительство штата очень гордится состоянием  дорог, хотя даже на магистральных дорогах разрешается разгоняться только до 120 км в час. Но юкатеки ценят больше безопасность, чем езду с ветерком. Аварии и наезды здесь случаются крайне редко.

Дом в МеридеГорода Юкатана, как впрочем и большинство городов обеих Америк, закладывались по плану, разбиваясь на колонии и жил. массивы (fraccionamiento). По каждой колонии или жил. массиву проложены улицы, строго перпендикулярно или параллельно друг другу. Что непривычно для нас, жителей Евразии, большинство улиц не имеет названий. Лишь самые крупные улицы и проспекты удостаиваются чести иметь собственное имя. Все улицы имеют свои номера, даже те, у которых есть собственное название. Причём нумерация улиц у каждой колонии и у каждого жил. массива своя. С одной стороны, здесь есть некоторое удобство: улицы с нечётными номерами протягиваются с запада на восток (примерно), а их нумерация идёт с севера на юг; улицы с чётными  номерами протягиваются с севера на юг, а их нумерация идёт с востока на запад; поэтому зная колонию или жил. массив (а их количество, естественно, будет меньшим, чем улиц) легче находить нужную улицу. Дома также имеют свою нумерацию (как видно на фотографии слева). Кроме того, когда задаётся адрес дома, часто указывается между какими улицами или на углу каких улиц он расположен. Но на адресе необходимо обязательно указывать колонию или жил. массив. Почтовый индекс тоже помогает ориентироваться и на указателях пишется улица (крупным шрифтом), колония (шрифтом поменьше) и почтовый индекс (мелкими цифрами). Вот, с другой стороны, и получается неудобство: едешь в автобусе, видишь на противоположной стороне номер своей улицы, а название колонии не видно (оно мелким шрифтом), выходишь, и оказывается, что надо пройти ещё три колонии (микрорайона по-нашему), в каждой из которых есть улица с этим номером.

Рыбный ресторанчик между Конкалем и Прогресо.Местная кухня не такая острая, как в Мичоакане или Монтеррее. Большинство блюд есть можно спокойно. Ну, а поскольку Юкатан входит в состав Мексики, славящейся своими острыми блюдами, то и здесь их можно встретить. Очень много рыбных блюд, блюд из осьминогов, кальмаров и других морепродуктов. Цена за одно блюдо в ресторанчиках, в которых мы побывали, никогда не превышала 80 песов (чуть больше 200 рублей). Обычно рыбные блюда здесь дороже мясных, а из мясных дешевле всего курица. Можно даже купить целую жареную курицу за 20 песов (чуть больше 50 рублей). Вместо хлеба юкатеки обычно едят тостады или тортильи, но есть и белый пшеничный хлеб. Чёрного хлеба естественно нет, квасу тоже, а вот "Столичную" водку подают в самолётах мексиканской авиакомпании. Тостадо - обжаренный кукурузный ломтик (или, как теперь говорят, чипс), вкусный, и его можно использовать вместо чёрного хлеба, что собственно юкатеки и делают. Юкатекская тортилья - пресная (даже по нашим северным меркам) лепёшка из кукурузной муки, в которую за столом обычно заворачивают основное блюдо. Есть также рестораны с европейской кухней и забегаловки, такие как "Макдоналдс", "Кентуки Фаст Чикен", "Бургер Кинг" и т.д.

Окна домов в Юкатане днём всегда закрыты жалюзями, шторами, иногда даже изнутри забиты плотной материей.Все южане так или иначе укрываются от жары и солнца, и испанцы, да и наши сочинцы. Но у юкатеков это доведено до патологии. Они не только всё время убегают в тень, но даже, когда куда-то нужно пойти днём, делают немыслимые крюки, чтобы идти в тени. Даже в восемь часов утра горничные гостиницы, где я жил в июле, удлиняли свой путь в два раза, чтобы проходить в тени, а не по солнечной стороне. Окна домов в Юкатане днём всегда закрыты жалюзями, шторами, иногда даже изнутри забиты плотной материей. Зато вечером двери распахнуты - всё видно насквозь. особенно это нелепо выглядит в магазинчиках, совмещённых с жильём: проходя мимо разглядываешь товары и видишь чужую спальню. По сему, первый признак иностранца с далёкого севера - ходьба по солнечной стороне улицы. А бледных мексиканцев гораздо больше, чем бледных туристов.

Отношение к иностранцам на Юкатане благожелательное и гостеприимное. Человек из далёкой России вообще вызывает интерес. Меня даже иногда просили вставлять в разговор русские слова. Ну какие, блин, вставлять, слова, блин, если, блин, по-русски никто, блин, ничего, блин, не понимает, блин? Но и в целом на полуострове обстановка спокойная и дружественная. Как и в российской глубинке все встречные приветливо здороваются даже с незнакомыми. Как, например, со мной в Чаблекале, хотя я шёл по солнечной стороне в футболке с надписями на кириллице.

Используются технологии uCoz